Как правильно отметить Крещение?
18 Янв 2019
15:54
Статьи
1805
Христианский праздник Крещение Господне или Богоявление отмечается в ночь на 19 января. В эту ночь принято совершать обряд священного омовения, несмотря на то, что обычно это время сопряженно с крещенскими морозами. Считается, что человек, окунувшись в прорубь с освященной водой, очищается от всех грехов и получает крепкое здоровье на весь год. Для всех желающих к этому празднику создаются специальные купели в виде креста (иордани) в естественных водоемах. Над ними предварительно проводят особый обряд освящения воды: священник читает молитву и трижды погружает в воду крест. Обряд окунания принято совершать только после Богослужения. О значении и особенностях этого праздника рассказывает Благочинный церквей Наро-Фоминского округа протоиерей Олег Митров.
"Для христианина все основные события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа имеют очень большое значение. Тем более, такие ключевые как Крещение, где, во-первых, Господь подал людям пример в этом таинстве, хотя заповедь о крещении им и будет произнесена позже. Во-вторых, Господь очищает земное естество, погружаясь в воду реки Иордан. Самое главное – в названии праздника – Богоявление. Крестится Бог-Сын, звучит глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3:17; Мк. 1:11; Лк. 3:22), а Святой Дух в виде голубя нисходит на Иисуса и низводит на Него этот глас. Здесь Бог Троица является роду человеческому впервые", - отмечает о. Олег.
Господь освящает своим входом в Иордан водную стихию…
О. Митров: Наша Земля, если бы не присутствие и не освящение Божие, ее, во-первых, не было бы, да и будучи созданной, она не смогла бы продолжать свое бытие. Люди могут верить или не верить в Бога, но именно Его присутствие дает человеку жизнь. Поэтому в праздник Крещения, когда мы освящаем воду, мы вновь повторяем то, что произошло тогда, когда Господь вошел в воду Иордана. Господь по молитве Церкви, по молитве верующих, освящает и воду, и все, что окропляется этой водой, т.е. все земное естество. И это обновление жизни дает нам возможность немного продлить свое земное бытие.
«Иногда люди рассуждают так: «Пойду окунусь в иордань и все мои грехи смоются. Да, грех омоется, но это ведь еще больше усилит ответственность перед Господом.
О. Митров: На самом деле, чтобы человеку избавиться от греха, ему надо покаяться в нем, принести перед Богом покаяние и в таинстве исповеди получить разрешение своих грехов. Купание в реке в этот день, или в какой другой в этом человеку не поможет, оно к Богу его не приблизит. Отношения с Богом надо вести в важных церковных таинствах, а не в каких-то внешних проявлениях.
Для чего же крестился сам Спаситель – Царь Царей, который сам есть Путь (Ин. 14:6)?
О. Митров: Чтобы подать пример людям. Господь, будучи безгрешным, не нуждался ни в омовении от греха, ни в прощении. Господь устанавливает закон для будущего рода человеческого, закон Крещения, говоря Апостолам: Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28:19–20) . Часто бывает так, что те, кто пишут законы, сами их не соблюдают. Здесь обратный пример. Господь дает Закон и первым показывает, как его надо соблюдать. Если же рассматривать Крещение Господа в историческом контексте, то Иисус крестится для того, чтобы быть явленным Израилю и миру как истинный обетованный Мессия.
Расскажите, пожалуйста, как правильно провести праздник Богоявления?
О. Митров: Начинать надо со службы, с божественной литургии, которые проходят в храмах. Затем совершается чин Великого освящения воды, а затем мы идем на водные источники к купелям. На территории Наро-Фоминского округа 11 специально подготовленных иорданей. Там все оборудовано, рядом дежурят медики и сотрудники МЧС. Хочу от души поблагодарить администрацию городского округа, каждый год тщательно и заботливо готовившую эти места. Но если человек сразу идет на омовение, то он выпадает из самых главных составляющих праздника. У него нет литургии, у него нет причастия, у него нет молитвы. Он просто идет, чтобы, что называется, совершить последнее действие, а самое важное упускает.
Беседовал Владимир Шакулов